бал истории

2014

Четверть века истории Эрмитажа за 12,5 минут. Ключевые вехи судьбы музея, города и страны.
В тот год исторический эрмитажный мэппинг озарил Дворцовую площадь впервые. Петербуржцы еще не были привычны к такому жанру, но бренд Эрмитажа сам по себе гарантирует качество – поэтому уже к первому сеансу площадь была переполнена.

Роскошно подсвеченный фасад вдруг погас – и площадь затихла. В полной тишине раздались слова легендарного директора Эрмитажа, Бориса Борисовича Пиотровского: «Если мы не спасем красоту, то как же она спасет мир?»

Эти 12,5 минут закрутили спираль Времени до буквально ощущаемой пальцами плотности: на огромном фасаде, сюжет за сюжетом, разворачивались события минувших эпох. Вот Екатерина Великая ведет переписку с Вольтером; вот прибывают первые бесценные коллекции; вот кружатся в бальном вихре влюбленные пары в поражающих роскошью залах дворца; вот судьба страны затягивается пушечным дымом, а в Зимнем вырастает Галерея героев 1812 года; вот Мадонны Эрмитажа оплакивают невернувшихся и благословляют живых; вот открывается первый публичный музей страны; вот штурмуют площадь восставшие матросы; вот Константин Паустовский задумчиво бродит среди скульптур и картин; вот рамы пустеют – шедевры в эвакуации – но площадь снова захлестывают волны счастливого вальса: победы, молодости и весны…
Визуальная уникальность этого мэппинга состояла в том, что буквально весь видеоряд был составлен из цитат картин, статуй и интерьеров эрмитажных коллекций. Даже жемчуг, обрамлявший бальные сцены, был позаимствован с портрета императрицы Александры Федоровны, а камин, знаменовавший возвращение к теплу человеческого быта после революционных бурь – из оформления зала Венецианской школы. В общей сложности было процитировано более 450 картин и объектов.
Во второй день эрмитажных показов зрители на Дворцовую площадь ехали буквально со всех концов Петербурга и пригородов, и, несмотря на долгий путь ради 12,5 минут, никто об этом не пожалел. Потому что такие 12,5 минут того действительно стоят.