Многоликая Ника

2020

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне Эрмитаж подошел к теме нестандартно: зрителям было предложено, через экспонаты и сюжеты из истории города и музея, поговорить о том, что такое в принципе «победа» в жизни человека.

Ника — крылатая богиня Победы — открыла шоу, озаглавленное «Образ Победы в коллекциях Эрмитажа», стремительным полетом по увитому золотом Славы фасаду. Разумеется, не какая-нибудь Ника — а Виктория Кальватоне, отлитая из бронзы неизвестным мастером Древнего Рима и представленная вниманию публики совсем недавно, в декабре 2019 года.

Вот она подмигнула своему верному ученику Демосфену — тщедушному картавому заике, переборовшему самого себя и ставшему лучшим оратором Афин и гордостью славной Эллады. Ведь «Величайшая победа в жизни — это победа над самим собой», как мудро заметил Марк Туллий Цицерон.

Вот крохотная Ника спряталась в складках вдовьего покрывала красавицы Юдифи, заносящей нож над безжалостным врагом ее родной Ветелуи — ассирийским вожаком Олоферном. «Персы ужаснулись отваге ее, и мидяне растерялись от смелости ее», восклицает Библия, а задумчивый острослов Эразм Роттердамский приходит к заключению, что «Нередко то и побеждает, кого не приняли всерьез».

А вот крылья ликующей Ники распахнулись над новорожденным российским флотом, уверенно побеждающим лучший в мире флот шведский в Баталии при Гангуте. Ибо, как уверял философ Фихте, «Не мощь армии и не качество оружия, а сила духа обеспечивает истинную Победу».

А Ника уже летит дальше — и обнимает за царственные плечи императрицу Екатерину Великую, решившуюся сделать себе прививку от оспы дабы подать пример малограмотным подданным и указать им пусть к спасению от эпидемии. Так и выбито на ее памятной медали: «Собою подала пример».

Но все же Победа чаще всего обретается именно на полях сражений — и вот, Ника увенчивает орденскими ленточками знаменитых и легендарных кавалеров ордена Святого Георгия, право на который не дают «ни высокое рождение, ни полученные раны», а дается он «тем, кто не только по присяге, честь и долгу своему служили, но и отличи себя особым мужественным поступком».

Тяжко далась России победа над Наполеоном — и Ника склоняет голову, скорбя о павших, «Покрытых славою чудесного похода / И вечной памятью двенадцатого года».

Но жизнь идет дальше — и мастера, с каждым новым своим шедевром, с каждым новым произведением одерживают свою маленькую победу — над забвением. Евгений Евтушенко, бродя на понабережным Невы, заметит, что «Единственная, может быть, попытка / Смерть победить, Искусство, / Это — ты».

Годы Блокады. Годы холода, голода и — эрмитажных лекций, которые «поддерживают и не дают главного: расчеловечиться» (Борис Пиотровский). Они, ленинградцы военных лет, поделили не только в войне с фашизмом — но в борьбе за сохранение Человеческого Достоинства.

А Ника… Ника улетает — в будущее. В наше настоящее и — дальше, к настоящему наших потомков. Ибо «Все виды искусства в мире служат величайшему из них: жить на нашей Земле» (Бертольд Брехт).